
Рост спроса на медь из-за искусственного интеллекта, центров обработки данных, энергетического перехода и оборонных расходов приведет к серьезному дефициту. Об этом со ссылкой на аналитическую компанию S&P Global пишет Bloomberg.
Согласно новому исследованию S&P Global, к 2040 году потребление меди может вырасти на 50% и достичь 42 млн тонн, тогда как добыча выйдет на плато уже к 2030 году.
Читайте такжеЗолото: спаситель инвесторов или пузырь?
Даже с резким увеличением переработки рынок может столкнуться с нехваткой до 10 млн тонн. Это делает медь потенциальным узким местом для экономического и технологического развития, хотя высокие цены не гарантируют устойчивого долгосрочного тренда.
Цены на медь в Лондоне 6 января взлетели до рекордных уровней – более $13 000 за метрическую тонну – на фоне ряда остановок работы шахт и шагов по созданию запасов металла в США в преддверии возможного введения тарифов администрацией Дональда Трампа.
Хотя приток меди к американским складам подтолкнул цены выше уровней, вытекающих из реального потребления, новые источники спроса указывают на еще более напряженную ситуацию на рынке в более долгой перспективе.
Спрос со стороны искусственного интеллекта, центров обработки данных и мировых расходов на оборону может примерно утроиться к 2040 году, добавив 4 миллиона тонн потребления, считают аналитики.
S&P Global определила еще один потенциальный источник спроса: человекоподобных роботов. Хотя эта технология находится на ранних стадиях развития, 1 миллиард человекоподобных роботов, которые будут работать к 2040 году, будет означать потребность в около 1,6 миллиона тонн меди ежегодно, или около 6% от текущего потребления.
"Еще три года назад искусственный интеллект и дата-центры фактически даже не находились в поле зрения. Это исследование показывает, что мир движется к дефициту предложения еще до того, как учесть эти новые факторы роста", – сказал агентству Ориан Де Ла Нуэ, руководитель отдела энергетического перехода и консалтинга по критически важным металлам в S&P Global.
Наращивание добычи меди сдерживает ряд факторов, объясняет Bloomberg. Поскольку медь является классическим барометром мировой экономики – ее цена растет и падает вместе с промышленным производством, – горные компании осторожно расширяют мощности, опасаясь падения спроса.
В то же время новые месторождения становится все труднее и дороже разрабатывать из-за снижения содержания металла в руде и ужесточения экологических требований.
Хотя высокие цены могли бы стимулировать инвестиции, открытие новых месторождений замедляется, а запуск добычи занимает все больше времени – в среднем более 15 лет от открытия до производства. Из 239 крупных месторождений, открытых в период с 1990 по 2023 год, только 14 были обнаружены за последние 10 лет, свидетельствует анализ S&P Global.
В этих условиях компании чаще выбирают слияния и поглощения вместо запуска новых шахт, как запланированное объединение Anglo American и Teck Resources.
Добыча меди также остается географически концентрированной: почти 50% мирового объема обеспечивают только три страны – Чили, ДР Конго и Перу.
- Аналитики Morgan Stanley предупреждают, что в 2026 году мировой рынок меди столкнется с самым серьезным дефицитом за более чем 20 лет. По прогнозам банка, спрос превысит предложение примерно на 600 000 тонн и дисбаланс будет углубляться.
- Citigroup не исключает роста цены на медь до $15 000 за тонну.










