Российские предприниматели из разных регионов захватывают предприятия, имущество и ресурсы в оккупированных украинских городах, особенно в Мариуполе. Об этом говорится в расследовании Важных историй.
Наиболее активно осваивают украинскую собственность бизнесмены из южных регионов России (Ростовская, Волгоградская области, Краснодарский край), но есть даже из Чукотки, Камчатки и Сахалина.
Особую активность проявляют структуры, связанные с Рамзаном Кадыровым. Чеченские предприниматели получили контроль над металлургическими предприятиями, в частности, Мариупольским меткомбинатом имени Ильича и Запорожчерметом.
Чаще новые компании регистрируют в городах Донецкой и Луганской областей, которые были оккупированы еще десять лет назад. Например, в Донецке с февраля 2022 года зарегистрировали более 1000 юрлиц, в Луганске – 746, в Макеевке – 255. Аналитики Transparency International связывали это с восприятием этих территорий у россиян как более "стабильных" для бизнеса по сравнению с Запорожской и Херсонской областями.
Среди городов, оккупированных во время полномасштабной войны, бизнес регистрируют преимущественно в Мариуполе и Бердянске. Так, в Мариуполе бенефициарами более половины юрлиц, зарегистрированных в российском реестре, являются россияне, 40 компаний зарегистрированы на крымчан, 179 — на предпринимателей, получивших налоговый номер в оккупированных регионах.
На оккупированных территориях уже появились крупные компании с миллиардными оборотами, крупнейшая из которых – ЮГМК с выручкой 79 млрд рублей за 2023 год. Ею руководит московский Союзметаллсервис и бывший заместитель губернатора Тульской области Виталий Шерин. На оккупированной части Донецкой области ЮГМК забрал сразу семь заводов, три из которых до войны входили в холдинг украинского бизнесмена Рината Ахметов.
Еще одна большая группа компаний – ВТЭК, ключевой фигурой которой является украинец Виталий Колесников. В 2020 году бизнесмена поймали в Украине на попытке подкупить главу Фонда госимущества, после чего он бежал в Россию. В Украине его объявили в розыск, а на подконтрольных России украинских территориях его карьера почти сразу пошла вверх: Колесников стал владельцем семи компаний в оккупированных регионах и трех в Москве.
Другая большая группа промышленных компаний на оккупированных территориях связана с семьей Ярослава Тибекина. Его супруга с 2017 года контролирует Нижнегорский консервный завод в Симферополе, Мелитопольский молокозавод, 40% Комсомольского каменного карьера и 50% Свердловского машиностроительного завода в Должанске Луганской области.
Юридически такой бизнес не имеет законных оснований, поскольку по международному праву Россия не может вводить свои законы на оккупированных территориях.
Читайте такжеКуда лучше всего релоцироваться бизнесу