Юлия Тимошенко Reuters. скрин
Кандидат в президенты Юлия Тимошенко имеет репутацию политика, обладающего большим искусством политического "выживания", пишет издание Financial Times.
"Она — лицо народного восстания, ее называют "газовой принцессой" за ее прошлое энергетического олигарха, она была заключена соперником, она — бывший украинский премьер-министр. Однако требования к изменениям со стороны украинцев, которым надоела коррупция и низкий уровень жизни, все еще могут поставить под угрозу ее третью и, возможно, последнюю попытку стать президентом страны на выборах в этом месяце", – цитирует статью "Главком".
Она утверждает, что ее опыт ведения переговоров с Владимиром Путиным поможет ей завершить тлеющую войну на восточной границе Украины, расширив переговоры благодаря участию США и Великобритании — даже если ее прошлые отношения с российским президентом делают ее объектом подозрения некоторых украинцев.
Но, если в прошлом году Тимошенко уверенно возглавляла рейтинги, то теперь ситуация для нее осложнилась. Появление Владимира Зеленского, 41-летнего комика без политического опыта, уменьшили и ее надежды, и надежды Петра Порошенко, действующего президента, желающего переизбрания.
Сейчас, накануне выборов 31 марта, Зеленский на первом месте. Рост его популярности оставил Тимошенко наедине в борьбе с Порошенко за выход в возможный второй тур 21 апреля.
В своем стремлении вернуть позиции, Тимошенко прибегает к популистским обещаниям, ориентированным на избирателей старшего возраста: сокращение цен на газ вдвое, повышение пенсий в три раза и возвращения сбережений советским вкладчикам. Такие лозунги насторожили инвесторов, которые опасаются, что это может поставить под угрозу критическую финансовую помощь от МВФ, которую Порошенко пообещал поддержать.
Однако у украинцев, которые хотят перемен, — и она, и Порошенко имеют негативные рейтинги — поэтому в этом случае ее популистских предложений может быть недостаточно. Сообщения СМИ о пожертвовании на ее президентскую кампанию на сумму 6 млн долларов вызвали вопрос об их происхождении. Эти сообщения угрожают омрачить ее возвращения, Тимошенко же отрицает любые правонарушения.
Попытка метаморфозы Тимошенко является последней в ее долгой карьере. Когда бывший энергетический магнат пошла в политику в конце 1990-х годов, она разговаривала только на русском языке, но успешно переделала себя в националистического, прозападного реформатора, а ее образ завершила типичная украинская белокурая коса.
Популистские высказывания сделали ее звездой Оранжевой революции 2004 года, которая перечеркнула фальсифицированную победу пророссийского кандидата Виктора Януковича. Она отбыла два срока на посту премьер-министра, однако после заключения соглашения с Россией об импорте газа в 2009 году ее народная поддержка упала. Янукович вернулся к власти в 2010 году.
Он посадил ее за газовое соглашение и заплатил американскому политическому консультанту Полу Манафорту, который теперь осужден в рамках расследования о вмешательстве России в американские выборы, чтобы тот сделал отчет, оправдывающий ее арест. Тимошенко отвергает обвинения в прошлой коррупции, как "пропаганду Манафорта". Ей, действительно, не были предъявлены обвинения со стороны США, когда ее наставник Павел Лазаренко был заключен в 2006 году за отмывание $114 млн.
Многие наблюдатели считали, что ее карьера подошла к концу, когда Тимошенко не удалось выиграть выборы после освобождения из тюрьмы в 2014 году. Однако западные сторонники и инвесторы Украины считают, что Тимошенко должна будет выбирать между осуществлением своих популистских обещаний и успокоением МВФ, чья поддержка зависит от реформы коммунального сектора.
Палка риторика Юлии Тимошенко больше не привлекает широкие народные массы, как это было десять лет назад. Поддержка Тимошенко на западе Украины упала настолько, что ее помощникам пришлось свозить сторонников, чтобы митинги выглядели массовыми, рассказал неназванный местный член партии.
Но настойчивое стремление Тимошенко управлять означает, что мало кто готов сбросить ее со счетов, констатирует издание.